Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!
Голосование
Какая форма получения информации о семейном жизнеустройстве детей-сирот наиболее удобна для вас?
Всего 11 человек

Консультации для родителей

Дата: 4 февраля 2016 в 22:44, Обновлено 4 февраля 2016 в 22:50

►Консультации для родителей

«Как организовать летний отдых с ребенком»

Лето – особенный период в жизни ребенка, широко открывающий дверь в мир природы, дающий малышу, при поддержке воспитывающих взрослых, уникальную возможность познания, новых открытий, созидания, общения. Лета, известного нам как время отпусков, ждут и дети и взрослые.

Взрослые имеют большой опыт летнего отдыха  на даче, на берегу реки или моря. Маленькие дети, напротив, такого опыта не имеют и ждут повторения прошлого или новых идей от взрослых: воспитателя в детском саду, родителей в семье.

Выбирая для ребенка место для летнего отдыха, следует учитывать особенности его здоровья, нервной системы.

Отправляясь к южному морю, особенно на короткий период, родителям надо помнить, что такая поездка требует большой перестройки детского организма.

Ребенку раннего и дошкольного возраста лучше отдыхать в привычном климате.

Можно пойти на речку, отправиться в луг за ягодами или совершить семейный поход в лес. Очень полезно для ребенка совершать недлительные прогулки в парк или сквер. При этом не забывать, что одежда ребенка и взрослых должна быть легкой, проветриваемой, косынка (панама) удобной, обувь по размеру. По ходу прогулки наблюдайте за окружающим. Рассматривая деревья, кусты, обращайте внимание на стволы, ветви, листья. Тонкий ствол дерева (березы, клена, рябины) можно обхватить руками одному, толстый ствол дуба можно обхватить, если всей семьей взяться за руки.

Вы получите приятные впечатления, организовав совместную подвижную игру «Раз, два, три – к дереву беги» (каждый раз ведущий называет дерево, которое следует быстро определить и добежать до него).Обратите внимание на кору деревьев. Рассмотрите кору на березе. С южной стороны ее кора гладкая; с северной – грубая, с трещинами, наростами. Знание этих особенностей помогает человеку ориентироваться в лесу.Под деревьями можно найти желуди, шишки, которые пригодятся для создания интересных поделок. Вместе с ребенком полюбуйтесь цветами, прислушайтесь к звукам, которые издают насекомые, наслаждайтесь пением птиц.

Встретив на прогулке ручеек, остановитесь, послушайте, как журчит

вода, спойте вместе с ребенком песенку воды. Бросьте в воду лист дерева, понаблюдайте за его движением по течению. Объясните ребенку, чторастения очищают воздух.

Дома предложите ребенку зарисовать свои впечатления от прогулки. Из собранных природных материалов смастерите поделки, которыми можно украсить дом или принести их в детский сад.

Гуляя с ребенком, напоминайте им правила поведения в природе и сами неукоснительно выполняйте их. А эти правила очень просты:

— не разбрасывайте фантики, бутылки и другой мусор;

— не рвите и не разрешайте детям бесцельно рвать цветы, лекарственные

и другие растения, ломать ветки деревьев;

— не ловите и не позволяйте детям ловить и убивать бабочек, кузнечиков,

стрекоз, шмелей, пчел и других насекомых;

— ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки;

— не позволяйте детям разорять муравейники и птичьи гнезда.

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. А родители обязаны помнить, что солнце хорошо, но в меру! Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребѐнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна. Чем меньше возраст ребѐнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Загорать ребѐнку следует не под прямыми солнечными лучами, а в тени, лучше во время игр и в движении. Прекрасное закаливающее средство – купание. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребѐнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. Не допускайте переохлаждения ребенка при купании. В воде вместе с ребѐнком обязательно должен находиться взрослый.

Советы родителям

Солнце хорошо, но в меру

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых маленьких – грудных детей. Однако если более старшим дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.

До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно  увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на юге – с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.

Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движении.

Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.

Осторожно: тепловой и солнечный удар!

Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге.  Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.

Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться  во время приёма световоздушных ванн.

При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.

Купание – прекрасное закаливающее средство

Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

При купании необходимо соблюдать правила:

— Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды

  1. В воде дети должны находиться в движении

  2. При появлении озноба немедленно выйти из воды

  3. Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.

Ребенок на даче

ОГОНЬ

Открытый огонь привлекает всех деток без исключения. Им очень хочется познать эту стихию, а взрослые боятся, что это знакомство состоится. Вам не удастся убедить малыша, что огонь – это не интересно. Даже если вы будете запрещать ребёнку приближаться к нему, малыш всё равно познакомится с огнём, но уже без вас.
Поэтому и вам, и ребёнку будет спокойнее. Если вы научите его правилам безопасности и способам тушения огня. Договоритесь с малышом, что подходить к огню он будет только в вашем присутствии. Объясните, что главная опасность костра заключается не в ожогах (обжечься проще у плиты), а в том, что над открытым огнём очень легко потерять контроль, так как пламя может запросто перекинуться от костра на сухую траву и дачный домик. Можете показать в безопасной обстановке, как моментально вспыхивает и сгорает, например, лист бумаги. У всех людей, в том числе и маленьких, есть природный страх перед огнём. Но у людей, в отличие от животных, есть власть над ним. Обязательно держите рядом с костром ведро воды, а в доме – огнетушитель.

СТРАСТЬ К ЛАЗАНИЮ

Почему-то все дети время от времени стремятся забраться куда-нибудь повыше. Лучший способ обеспечить себе спокойную (а малышу интересную) жизнь – обучить его технике безопасности. Не запрещайте ребёнку лазать по деревьям, а учите его правильно это делать: ставить ноги на ветви как можно ближе к стволу и не забывать о том, что когда-нибудь придётся спускаться… Если у вас есть возможность, попробуйте вместе подняться на крышу. Малыш станет больше вам доверять, узнав, что и взрослым совсем не чуждо желание взглянуть на мир с непривычной высоты и почувствовать небо над самой головой. Попросите ребёнка позвать вас, когда он захочет залезть на дерево, мотивируя это тем, что вам тоже это интересно, — так вы спокойно можете подстраховать юного верхолаза.

ОПАСНЫЕ РАСТЕНИЯ

Обязательно позаботьтесь о том, чтобы на участке не было ядовитых растений, таких как морозник, безвременник, молочай, аконит, клещевик, борщевник, волчий ягодник, бобовник. Ядовитые вещества содержат олеандр, дурман, майский ландыш, глициния. Помните, что к «агрессивным» относятся растения, которые выделяют много пыльцы, ведь пыльца – один из самых распространённых аллергенов. В этом списке астры, хризантемы, кореопсисы, маргаритки, бархатцы, ноготки, а также ива, сирень, берёза, клён. Даже у младших школьников эти растения могут вызвать серьёзные отравления. Кстати, если даже на вашем дачном участке они не растут, полезно пройтись по дачам соседей (с их разрешения, конечно!) и показать ребёнку, каких растений стоит опасаться.

ПАРАЗИТЫ

Почти все дети любят пробовать природу на вкус: то яблочко зелёное пожевать, то листик, то травинку… Но мы-то, взрослые, знаем, что это опасно: на природе проще простого подцепить кишечных паразитов. Объясните ребёнку, что в принципе в этом нет ничего плохого (если, конечно, растение не ядовито), но всё, что ему захочется попробовать, нужно обязательно помыть. Следите за тем, чтобы ваш малыш как можно чаще мыл руки, пусть даже через несколько минут он снова испачкается.

►ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОТИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

  • для деток, которые только научились ходить, нужно постараться максимально обезопасить дачный домик:  закрыть розетки заглушками, на углы мебели прикрепить специальные накладки (или хотя бы замотать углы поролоном и закрепить скотчем) и загородить лестницы и подвал, чтобы малыш случайно не упал.

  • топить печку и жечь костёр нужно очень осторожно, следя за тем, чтобы дым не попал в комнату, где будет спать ребёнок.

  • храните садовые инструменты в сарае за закрытой дверью, чтобы малыш случайно о них не поранился.

  • любые ёмкости с водой закрывайте тяжёлыми щитами. Маленькому ребёнку достаточно и миски с водой, чтобы утонуть. В связи с этим же не забывайте и о надувных бассейнах: никогда не оставляйте малыша, играющего с водой, без присмотра.

Если ребенка ужалила пчела

Пчёлы и осы составляют обширную группу отряда перепончатокрылых. Контакты детей с пчёлами и осами происходят чаще, чем с другими ядовитыми животными. При поражении острое оружие с силой вонзается в кожу и токсин проникает в кровь пострадавшего. Уколы наносят только самки.

Единичные ужаления пчёл  здоровые люди переносят легко. Они, как правило, вызывают местную реакцию. Кожа краснеет, появляется припухлость, ощущается сильная болезненность, жжение, зуд. Однако, сильную токсическую реакцию вызывают даже одиночные ужаления в голову, кровеносный сосуд, в полость рта. При этом появляются головокружение, головная боль, тошнота, слабость. Иногда отмечается рвота, повышение температуры тела, обморок. Есть дети особо чувствительные к яду перепончатокрылых насекомых. Помимо обычных реакций, у них при повторном ужалении возникают крапивница, слезоточение, обильные выделения из носа. В тяжёлых случаях возможен отёк гортани – осложнение, требующее экстренной медицинской помощи.

Частота возникновения аллергических реакций на ужаления осами и пчёлами очень велика. У чувствительных детей резкая реакция может развиться в ответ на одно ужаление. Следует заметить, что ужаления пчёлами более тяжелы, чем укусы ос и шмелей, так как первые оставляют в ранке жало с ядовитой железой.

Если ребёнка ужалила пчела, прежде всего необходимо удалить жало с места поражения. Эту процедуру нужно делать осторожно, чтобы не выдавить содержимое ядовитой железы в ранку. После извлечения жало следует уничтожить, иначе, попав случайно на кожу, оно может вновь вонзиться с помощью сокращения мышц ядовитой железы. Затем на место поражения кладут лёд или полотенце, смоченное холодной водой. Использовать для охлаждения землю, глину, как порой делают, нельзя – это может привести к инфицированию, развитию столбняка.

В том случае, когда реакция на ужаление насекомого бурная, необходима неотложная медицинская помощь. Поэтому следует как можно быстрее вызвать врача или доставить потерпевшего в ближайшее лечебное учреждение. До прибытия врача нужно уложить ребёнка, высоко приподняв ему голову. Можно дать ребёнка таблетку противоаллергического средства.

     

►Предлагаем вашему вниманию рекомендацию  

по организации питания детей-дошкольников.

Материал поможет составить меню

для ребенка летом  дома.

                                         

5

                                    ОСОБЕННОСТИ  ПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ

В  ЛЕТНИЙ  ПЕРИОД

В  летний  период  у  большинства  детей  существенно  меняется  образ  жизни.  Большую  часть  времени  они  проводят  на свежем воздухе, много бегают, играют, купаются. Кроме того, во  время  оздоровления  дети  получают  широкий  комплекс оздоровительных  мероприятий (физиотерапия,  массаж,  фитотерапия  и  др.).

Все  это  сопровождается  значительной  тратой  энергии,  более интенсивным  течением  обменных  процессов.  Отмечено  также,  что летом  процессы  роста  ребенка  усиливаются,  а  это  требует  большого  поступления  белка  — основного  пластического  материала для  построения  клеток  и  тканей  детского  организма.  Во  время сильной жары организм теряет с потом  значительное количество минеральных  веществ  и  витаминов,  особенно  витаминов  С  и  группы В, что также требует увеличения пищевой ценности рациона.

С  другой  стороны,  в  жаркие  дни  у  детей,  особенно  младшего  возраста,  нередко  наблюдаются  изменения  в  желудочно-кишечном тракте:  уменьшается выделение  пищеварительных  соков,  снижается  аппетит.  В  условиях  перегревания  в организме  нарушается  кислотно-щелочное  равновесие.  Все это  свидетельствует  о  необходимости  внесения  соответствующих  изменений в  рацион питания  ребенка.

В  первую  очередь  в  летнее  время  калорийность  питания ребенка должна быть увеличена на 10—15% за счет увеличения  пищевых  веществ.  Одновременно  следует  несколько  изменить  состав  рациона  и  режим  питания.  Чаще  необходимо давать  кисломолочные  напитки  и  творог,  содержащие  легко усвояемые  полноценные  белки.

Для  повышения  обеспеченности  витаминами  и  минеральными  веществами  в  рацион  ребенка  следует  как  можно  шире  включать  овощи,  фрукты,  соки,  овощные  и  фруктовые  пюре,  различную  огородную  зелень.  Зелень  хорошо  добавлять  во  все первые  и  вторые  блюда, салаты,  блюда  для  завтраков,  ужинов, готовить «зеленые»  бутерброды.

Летом  желательно  слегка  изменить  и  время  приема пищи.  Первый  завтрак  лучше  дать  пораньше  утром,  когда температура  воздуха  еще  невысока  и  аппетит  ребенка  не  нарушен. Завтрак  должен быть  достаточно калорийным  и богатым  белками.  Обед  может  быть  перенесен  на  15—30  минут раньше,  чтобы  не  проводить  его  в  самое  жаркое  время  дня.

Вводится  второй  завтрак  ( 1 0 ч .) ,  который  включает  соки, фрукты,  ягоды. Предельного внимания требует  питьевой режим, так  как во  время  жары  потребность  в  жидкости  существенно  увеличивается.  Поэтому  всегда  должен   быть  необходимый  запас кипяченой  воды,  фруктовых  или  овощных  отваров.  Особенно  полезен  отвар  шиповника,  богатый  витамином  С.  Питье можно давать  ребенку и непосредственно перед  едой, если он испытывает  жажду,  а  также  во  время  еды.  Это  способствует улучшению  аппетита.  Питье  следует  брать  с  собой  во  время длительных  прогулок,  для  чего  целесообразно  использовать одноразовые  стаканчики.

Какие игрушки нужны вашим детям?

Игрушка - это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребёнку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках дочку-куклу, которую можно укладывать, кормить, одевать и т.д. Игрушка должна быть такой, чтобы ребёнок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать свою роль. Бывает и так, что самая красивая игрушка не помогает осуществлять замысел игры. Правильный подбор игрушек - серьёзное дело.

   Существуют разные виды игрушек. Это сюжетные, или образные: куклы, фигурки животных, мебель, посуда и т.д. Центральное место отводится кукле. Ребёнок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя свои тайны и радости. К этой группе относятся и сказочные персонажи, плюшевые мишка, зайчик. Дети их кормят, купают, лечат.

   Следующий вид игрушек - технические игрушки, которые всё больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, конструкторы Лего, развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление.

   Есть игрушки – забавы: смешные фигурки зверей, человечков, зайчик, играющий на барабане. В основе их лежит движение, сюрприз. Их назначение – позабавить детей, вызвать смех.

   Маскарадно – ёлочные игрушки связаны с празднованием Нового года. Они представляют собой чей – то клюв, ушки. Но этого достаточно, чтобы дети играли – жили в образе.

  Спортивно – моторные игрушки способствуют повышению двигательной активности, развитию координации движений.

  Театральные игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение – служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения (Петрушка, игрушки – перчатки). Музыкальные игрушки – погремушки, дудочки, балалайки, пианино. Дидактические игрушки знакомят детей с цветом, формой, величиной (вкладыши, мозаики, пазлы, матрёшки). Эти игрушки воспитывают сосредоточенность, настойчивость, умение доводить дело до конца, развивают мелкую моторику рук. Особую группу представляют строительные игрушки, состоящие из геометрических тел. Есть крупногабаритные игрушки: самокаты, педальные автомобили. Сидя за столом, дети играют маленькими игрушками, на полу – крупными, соразмерными с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Иногда у ребёнка много игрушек, но он ими не играет. Взрослые расстраиваются, даже сердятся за то, что не используются игрушки, не подозревая, что дети просто не умеют во всё это играть. Мы советуем вам обыграть вместе с ребёнком, подсказывая действия с ними. Особенно это важно для самых маленьких, у которых ещё нет опыта.

 Иногда игра не получается из– за разномасштабности: в цирковом представлении участвуют большой плюшевый заяц и крошечный резиновый слон.

 Подбор игрушек зависит от возраста детей и особенностей игры. Детям второго и третьего года нужны игрушки, которые позволяли бы им отображать близкие им жизненные ситуации. Игрушки должны быть похожи на настоящие предметы, соотноситься с ними по величине. Покажите ребёнку, как играть с игрушкой.

   В возрасте до четырёх лет требуются красочные, простые, выразительной формы игрушки. Это объясняется повышенной эмоциональностью, неустойчивостью внимания. Ребёнок испытывает потребность в действиях, он активен, поэтому игрушка должна быть с подвижными деталями (автомобиль с поворачивающимися колёсами и рулем, большие куклы). При внесении новой куклы, сделайте им комнату, что они там «жили». Можно оформить уголок сказки, поместив там сказочных героев. К пяти годам особое значение приобретают предметы, дополняющие игры (халатики, фуражки). Можно изготовить атрибуты своими руками. В этом возрасте развитие игры идёт не от игрушки, а от мысли. Если раньше игрушка наталкивала на игру, то детям постарше требуется какой- либо предмет – заместитель или довольствоваться деталями костюмов.

   Для ребёнка 6 – 7 лет главное – общение с другими детьми, связанное сюжетом. В игрушках они ищут сходство с настоящим предметом, приспосабливают окружающие предметы (перевёрнутый стул – сломанный автомобиль, который надо отремонтировать). Детям нужны игрушки, которые можно сделать самим из природного и бытового   материала: ракушек, катушек, ниток.

   На что же вы опираетесь в подборе игрушек? Иногда взрослые покупают по своему усмотрению, ориентируясь на цену, яркость, не задумываясь о целесообразности. Если у ребёнка много игрушек, то его ни что не будет радовать. Он с лёгкостью сломает и выбросит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все игрушки однородны -   это приведёт к однородности сюжета игры. Разделите игрушки на несколько равноценных наборов и периодически их меняйте (куклы вернулись из путешествия). Если в семье двое – трое детей, то у них должны быть как общие, так и индивидуальные игрушки. Приучайте ребёнка убирать за собой. Это поможет воспитать дисциплинированность и ответственность. Иногда дети очень просят и даже требуют приобрести новую игрушку. Если в данный момент вы не можете купить, пообещайте это сделать после, или её «подарит» Дед Мороз. Переключите внимание на что – то другое, найдите альтернативу – игрушку подешевле.

  Каково же отношение к игрушкам – монстрам? Они могут научить детей жестокости, безразличному отношению к страданию. В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они выступают на стороне зла, положительные герои никогда не бывают чудовищами. Эти сказки учат отличать добро от зла. Игрушки – монстры участвуют как на стороне добрых, так и злых. И дети не всегда способны отличить «плохих» и «хороших». У ребят формируется агрессия, отношение к насилию как к чему – то нормальному. Поэтому не стремитесь покупать страшные игрушки, наводящие ужас. Есть другие варианты. Известно, что дети любят наряжаться. Дайте им кусок старого тюля, и они используют её как фату, из кусков материи сами придумают разные костюмы. Создайте спокойное, удобное место для игры: свой уголок, столик, детскую комнату. Вместе с ребёнком расположите игрушки. Важно, чтобы ребёнок имел возможность сохранить начатую и прерванную игру.  Если он знает, что его машина или постройка останется неприкосновенной, то без слов пойдёт обедать. Просматривайте время от времени с ребёнком его уголок, приучайте вытирать пыль, мойте игрушки, «лечите» их. Он будет чувствовать причастность родителей к своим проблемам, испытывать положительные эмоции. Чтобы дети играли с удовольствием, грамотно подбирайте игрушки, учите их играть, играйте с ними.

Консультация для родителей

Так ли важно рисование в жизни ребенка?

    Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциональной природе детского рисования.

   Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.

   Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках.  Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.

   Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

   Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

   Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.

«Создание эффективной предметно-развивающей

среды в домашних условиях»

   Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда. Принципы построения каждой из таких сред: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости; учета половых и возрастных различий детей.

   В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых, для проведения специальных и комплексных занятий по разностороннему развитию.

                       Речевая предметно-развивающая среда

   Опыт подсказывает, что для таких занятий необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр, которые организует взрослый. Так, взрослый развертывает сюжетно-ролевую игру - на этом же материале проводится обучение сюжетно-дидактической игре. Сюжетно-дидактическая игра предлагается после того, как ребенок освоит сюжетно-ролевую, а игровые действия станут для него понятными и доступными. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями или в прозрачных саше на стенах комнаты. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.

   Кроме того, при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.

Для этого используются комплекты:

- игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек),

- предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.),

- различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.),

- альбом “Говори правильно”, картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.

   В комнате также организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.

   В дополнение к ним необходимо предусмотреть как при работе с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста дидактические игры и пособия, направленные на формирование умений составлять:

рассказ с опорой на серию картин (2 - 3),

рассказ по серии сюжетных картин (4),

рассказ по сюжетной картине.

   Для этого нужно завести уголок Книги, в котором будут храниться не только детские книги и хрестоматии произведений детской литературы, но и серии картинок для пересказов и составления рассказов.

   При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть: классная подвижная азбука, азбука в картинках, таблицы по обучению грамоте с рисунками, звуковые линейки, компьютерных программ по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.

 «ЗАЛОГ БЛАГОПРИЯТНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ»

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка. В период дошкольного детства малыш активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Наиболее значимая для него в этот период – семья.

Самая важная задача взрослых, воспитывающих детей, - не только сохранить их физическое и психическое здоровье, но и научиться  правильно общаться с ними.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» дети – результат неправильного общения. Проблемы таких детей вполне разрешимы, если общение основано на понимании  ребенка, его нужд и потребностей, на знании закономерностей развития его личности.

Правила общения с ребенком, с которыми вы познакомитесь в этой статье, базируются на этих знаниях.

Правила общения родителей с детьми

  1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ваш ребенок , если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему:     « С тобой все в порядке! Ты справишься!».
  2. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

При этом:

  • возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ему самому;
  • по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте ему их.
  1. Постепенно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте ему их.
  2. Позвольте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий или бездействия. Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.
  3. Активно слушайте ребенка. Слушать ребенка – это значит возвращать ему в беседе то, что он сам поведал, при этом обозначив его чувство.

Например:

Сын (с мрачным видом): «Не буду больше водиться с Вовкой!».

Отец: «Не хочешь с ним больше дружить?»(повторение услышанного).

Сын: «Да, не хочу…..».

Отец(после паузы): «Ты на него обиделся….»(обозначение чувства).

          Результаты, которые дает активное слушание:

  • Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое;
  • Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше;
  • Ребенок сам продвигается в решение своей проблемы.

       Помните! Активное слушание – это не способ добиться от ребенка того, что вы хотите, а путь лучшего установления контакта с ним, способ показать, что  вы безусловно его принимаете, со всеми его отказами, бедами, переживаниями.

  1. 12 помех на пути активного слушания и что в них слышат дети.
  • Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Замолчи!».

В этих категоричных фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности.

  • Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже!», «Не придешь вовремя – пеняй на себя!». Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание; при частом их повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать.
  • Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает» и т.п. Моральные устои и нравственные ценности воспитываются в детях не только словами, сколько атмосферой дома, через подражание поведению родителей.
  • Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Я бы на твоем месте дал сдачи». Детям надо самим принять решение – это их путь к самостоятельности.
  • Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки».
  • Критика, выговор, обвинения: «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!».

У ребенка формируется низкая самооценка. Постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны его поведения.

  • Похвала. Нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением. В похвале всегда есть элемент оценки: «Молодец, ну ты у меня просто гений!»

Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать её. Лучше всего выразить ему ваше чувство. Используйте местоимения «я», «мне» вместо «ты»: «Я за тебя рада» вместо «Ты меня сегодня порадовал».

  • Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Ну ты просто дубина!».

Все это – лучший способ оттолкнуть ребенка и помочь ему разувериться в себе.

  • Догадки, интерпретации: «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь». За этим может последовать защитная реакция, желание уйти от контакта.
  • Выспрашивание, расследование: «Я все равно узнаю, что все-таки случилось».
  • Сочувствие на словах, уговоры, увещевания.
  1. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Когда вы говорите ему о своих чувствах, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении: «Меня не радует то, что эта книга порвана».
  2. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
  3. Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
  4. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
  5. Недопустимо негативно оценивать деятельность ребенка. Ему нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать и т.д.». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе.
  6.  Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность. Это блокирует его развитие и формирует комплекс неполноценности. Невротическое развитие начинается в переживание низкой самооценки, вызванной отношение взрослых.
  7.  Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание высказывания взрослого, но и на эмоциональную окраску, в которой закладывается отношение к ребенку.
  8.  Недопустимо сравнивать ребенка, его дела и поступки с кем-нибудь другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой, они формируют негативизм, эгоизм и зависть.
  9.  Родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.
  10.  В отношениях к ребенку не допустим резкий переход от только положительных оценок к отрицательным, от наказующего тона к ласковому забвению

ВНИМАНИЕ!   ВНИМАНИЕ!


 Полезные советы для родителей на каждый день

  Чаще обнимайте, целуйте ребёнка, хвалите его. Не думайте, что ваш ребёнок и так знает, что вы его любите.

1. Пусть ваша любовь к ребёнку будет выражена такими словами, тоном голоса и взглядами, которые отражают вашу любовь.

2. Это неправда, что с возрастом детям всё меньше нравятся объятия и поцелуи родителей. Но! Уважайте дистанцию, которую устанавливает ребёнок.

3. Хотя бы раз в неделю посвятите вечер делу, в котором могут быть заняты все члены семьи. Подумайте и договоритесь, чем вы бы хотели заниматься вместе. Будьте готовы разделить с детьмиих интересы.

4. Если у вас двое детей, предоставьте каждому из них возможность индивидуально провести с вами какое – то время.

5. Поговорите с детьми о том, как сделать вашу квартиру более комфортабельной и приветливой для них и их друзей. И предпримите шаги в этом направлении.


 

Как научить ребёнка слушаться?

 


Обратите внимание!

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста

 
Пальчик, пальчик непоседа. (Сгибать и разгибать большой палец)
Где ты бегал, Где обедал?      (То же)
Я с мизинцем  ел калину,   (соединить большой палец и мизинец)
С безымянным  ел малину,  (То же с безымянным, и т.д.)
С указательным клубнику,
Ел со средним  землянику.
                                                                 
Вот дедушка,  (Пальцы сжаты в кулак, выпрямлять по одному пальцу ,
Вот бабушка.      начиная с большого)
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся моя семья!
 
Раз, два, три, четыре,    (Сминать лист бумаги)
Мы с тобой снежок лепили! (Продолжать сминать лист)
Очень твердый, очень гладкий! (Покатать между ладонями скомканный лист)
И совсем, совсем не сладкий,      (То же самое)
Раз – подбросим, (Движения по тексту)
Два – поймаем,     (Движения по тексту)
Три – уроним,    (Уронить лист на пол)

И сломаем!        (Потопать  ногами)


 
Грипп: берегите ДЕТЕЙ!
Поскольку вирус гриппа легко передается воздушно-капельным путем, то особенно уязвимы к действию вируса дети. Начинается грипп, как и большинство инфекционных болезней, с легкого недомогания. Затем состояние быстро ухудшается: начинают сильно болеть голова, мышцы и суставы, повышается температура тела, появляется общая слабость. Чуть позже начинают досаждать надсадный сухой кашель, боль в грудной клетке при дыхании, чихание и насморк. Если иммунитет достаточно силен, через несколько дней полного упадка сил эти проявления постепенно уменьшаются, но полностью симптомы исчезнут не раньше чем через 7-10 дней. Но и это нельзя назвать полным выздоровлением – ослабленный инфекцией организм будет восстанавливать силы еще не менее месяца.
Грипп опаснее, чем кажется. Большинство людей склонны недооценивать опасность гриппа. Однако это заболевание не всегда развивается по описанному выше сценарию. Случается, что из-за тяжелой гриппозной интоксикации развиваются повышенная кровоточивость, нарушения работы мозга и внутренних органов, что приводит к летальному исходу спустя несколько дней от начала болезни. Такая форма гриппа носит название гипертоксической. Кроме того, заболевание опасно своими осложнениями: воспалениями легких, оболочек головного мозга или сердечной мышцы.
 Свой вклад в распространение эпидемии гриппа и ОРВИ вносит и снижение иммунитета детского населения. Его вызывают и загрязненный воздух, и особенности питания, которое не всегда бывает здоровым и полноценным. Зачастую иммунитет ребенка подрывают сами родители, которые необоснованно, без рекомендаций врача назначают ему биологически активные добавки, антибиотики другие препараты. Помните, что курс лечения и дозы препарата может определить только врач в зависимости от тяжести состояния и выраженности клинических симптомов.
Уважаемые родители!
Надеемся на сотрудничество с Вами в профилактике и нераспространении гриппа в детском саду.

«ВНИМАНИЕ – ОСАНКА!»

  Очень важна осанка для девочки, как для будущей женщины и мамы. Учите ребенка следить за осанкой, воспитывайте умение правильно сидеть и стоять.
 
 Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении , в отличии от взрослых, производят значительную мышечную работу. Мышцы- разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстро изменить позу или пойти побегать. Мы взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.
 
ЧТО ЗНАЧИТ ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА?
 При правильной посадке бедра находятся под прямым углом к позвоночнику и к голеням , подошвы касаются пола всей поверхностью. Плохо , если ноги не достают до пола или сиденье настолько низко, что голени поднимаются выше уровня тазобедренных суставов. Спина должна быть параллельно спинке стула. Если она наклонена вперед, может развиться сутулость. Если излишне опирается на спинку стула, это будет способствовать формированию круглой спины. Кисти и предплечья должны свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы и ребенок может свободно и глубоко дышать.
 Очень высокий стол вызывает подъем локтей и компенсаторное искривление позвоночника, при низком столе ребенок сутулится и сгибает туловище вперед.Так что неправильная посадка за столом- это фактор не только неправильной осанки, но и повышенной заболеваемости всех внутренних органов.
  
ПОМНИТЕ! Наказывая своего ребенка стоянием в углу, вы наказываете его физически.

  «ЧЕМ И КАК ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА ДОМА?»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!  
ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДЛАГАЮТСЯ ИГРЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ УДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА НА МЕСТЕ.

Уличный разведчик

Назовите ребенку первую букву алфавита и покажите вывеску или надпись на рекламном щите, в которой встречается эта буква (например, «Аптека»).Предложите ему найти другую вывеску, где есть такая же буква. Тот, кто не сможет найти подходящую надпись, пропускает ход.

Эта игра, поможет развивать у вашего ребенка произвольное внимание, наблюдательность.

Разноцветное меню

Предложите малышу составить меню из продуктов одного цвета. Для начала вместе решите, сколько продуктов будет входить в меню. Например, «Красное меню» из трех блюд: помидора, перца, свеклы.

Эта игра помогает развивать логическое мышление и воображение ребенка, способствует сенсорному развитию- усвоению сенсорного эталона цвета.

Угадай-ка!

Возьмите несколько предметов и внимательно рассмотрите их с малышом. Завяжите ребенку глаза шарфом. Заверните один из предметов платок и предложите ребенку на ощупь определить, что он держит в руках. А теперь очередь угадывать.

Игра способствует развитию тактильного восприятия, мышления и воображения ребенка.

Что любит Огненный дракон?

Предложите ребенку представить, будто к вам в гости должен прийти сказочный герой. А гостей нужно обязательно угощать. Пусть малыш подумает, чем угостить сказочного героя. Например, дракону, наверное, нужно есть очень много перца, чтобы лучше полыхать огнем.

Эта игра поможет вам развить логическое мышление ребенка и его воображение.

Маленький Шерлок Холмс

Поставьте перед ребенком 5-7 предметов. Предложите ему хорошо их рассмотреть и запомнить. Затем попросите его отвернуться или крепко закрыть глаза, а сами уберите один предмет. Теперь малыш должен назвать исчезнувший предмет и описать его. Потом ваша очередь запоминать предметы.

Игра помогает развить память ребенка, внимание и мышление.

 

Леворукость у детей

     Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой, а левой, пытаются их переучить или даже обращаются к врачам.
     Так надо ли вообще пытаться переучивать такого малыша? Чем он отличается от других, обычных, по нашему мнению, детей? Лишь только тем, что у него доминирует правое полушарие. Но ведь ребенок рождается с двумя... правыми полушариями. И лишь позднее, по мере развития личности малыша, одно из двух начинает "леветь".
     Поэтому мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых - не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другому, так как в одном и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое - отвечает за речь и абстрактное мышление, правое - за музыкальное и художественное творчество, образное мышление.   Ребенок - " правополушарный " левша - намного отличается от своих сверстников и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно- одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Между прочим, многие люди выдающихся дарований были именно "левшами "- например, Леонардо да Винчи и Микеланджело. Да и того мастера, что в знаменитом рассказе Лескова сумел подковать блоху, тоже не зря так прозвали... Все отмечают большие музыкальные способности "левшей", для них не редок абсолютный музыкальный слух. Но в тоже время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков. Такой ребенок. доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении желаний.
     В обыденной жизни "левше" придется труднее, чем "правше". Ведь большинство предметов, которыми мы пользуемся, приспособлены под правую руку - дверные ручки, замки, отвертки, автомобили, музыкальные инструменты...
     Окружающим такого ребенка взрослым важно не подчеркивать это свойство, лучше всего вообще не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Более того, стоит показать, что вы считаете леворукость даже преимуществом. И если мы, учитывая эти особенности, найдем правильные методы воспитания, все наши проблемы будут решены.  

Как организовать логопедические занятие дома

Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки и использование стихов поможет превратить упражнения в увлекательную игру. Главный совет логопедов: будьте терпеливы, ласковы и спокойны и у вас все получится.
Для проведения домашних логопедических занятий Вам понадобится:
  • Настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений;
  • «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «посуда» и т. д.);
  • Муляжи фруктов, овощей и т. д.;
  • Разрезанные картинки из двух и более частей, кубики.
Основная трудность для родителей в организации домашних логопедических занятий — нежелание ребенка заниматься. Необходимо заинтересовать ребенка. Так как основная деятельность — игра, то занятия должны строиться по правилам игры.
Можно «отправиться в путешествие» в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом.
Логопеды советуют для достижения результата заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:
  • Игры на развитие мелкой моторики;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха;
  • Игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Советы от логопеда
Начнем с вас. Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть «подтянуть» ребенка до 1 сентября.
Артикуляционный аппарат. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.
Наглядность. Логопеды советуют озвучивайть любую ситуацию — но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
Говорите четко. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
Говорите по-разному. Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. «БАБУШКА ПРИШЛА. ПРИШЛА НАША БАБУШКА». Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.
Хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
В основе речи — стремление к общению. Как бы несовершенно ваш ребенок не говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя.
Учите в игре. Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.
Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словами на 2 уровнях: понимает слова — это пассивный словарь, говорит — это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т. д. Это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву: в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия.
Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса — крыша, нос — нож).
Читайте. Логопеды советуют читать как можно больше коротких стихов и сказок. Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. 
Пальцы помогают речи. Обратите внимание на развитие мелкой моторики — точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами — все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.
Только вы! Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично.
О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка дошкольного возраста
Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.
 
При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними).  Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5–7 минут.

Выучите и повторяйте с ребенком специальные стихи. Например:

 

Не стучите в эти двери,
Спят уже, наверно, звери, —
Если будете стучать —
Звери могут зарычать:
Р-р-р-р-р-р-р…

Из кустов кричит Марина:
«Здесь в лесочке есть малина!»
И сестренка ее Лада
Урожаю очень рада.

С - протяжный,
Ц - короткий,
С - свистящий, настоящий,
Ц - какой-то весь цедящий,
С - протяжный,
Ц - взрывной:
Ты не путай их, друг мой.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.